Семинар Мусо дзикидэн эйсин-рю в Екатеринбурге
С 24-го по 27-е ноября 2007-го года в Екатеринбурге прошел семинар по Мусо дзикидэн эйсин-рю под руководством приехавшего из Англии инструктора организации Росюкай Марка Сайкса (6-й дан). Двое из членов клуба «Эйсинкай» приняли участие в этом семинаре и вернулись обратно уставшими, но довольными.
Организация Росюкай это японская организация, которую возглавляет один из известнейших и наиболее авторитетных мастеров Мусо дзикидэн эйсин-рю, ханси 8-й дан Всеяпонской федерации кэндо и обладатель конгэн-но маки (полной передачи) Ивата Норикадзу. Ивата-сэнсэй обучался иайдо у нескольких учеников Оэ Масамити и получил полную передачу от двух из них (Мори Сигэки и Ямамото Такудзи), поэтому его организация ставит перед собой задачу сохранения техники в том виде, в каком ее преподавал Оэ-сэнсэй. Отделения Росюкай есть, помимо нескольких префектур и городов Японии, в Англии, Ирландии, Канаде, США, Венгрии, Финляндии и др. Марк Сайкс является одним из старших инструкторов Эйкоку (английского отделения) Росюкай.
Марк Сайкс
Семинар в Екатеринбурге был организован Ассоциацией айкидо Кобукан, с которой мне раньше не приходилось пересекаться, поэтому узнал я о нем совершенно случайно, а узнав, оставил на их сайте свою контактную информацию и связался с кайтё (руководителем) Эйкоку Росюкай Нилом Кемпом. С ним, как и с М. Сайксом, я близко познакомился в августе 2005-го года во время моего участия в семинаре в Лидсе, хотя еще за три года до этого я уже видел их и даже работал немного под руководством М. Сайкса на семинаре Ивата-сэнсэя там же. Получив одобрение и предварительное расписание, я стал готовиться к поездке.
К сожалению, официальное расписание семинара предполагало всего по два часа тренировок в день, и к тому же половина дней были рабочими (не считая дороги), из-за чего со мной не поехали многие, кого я хотел бы взять с собой. Зря, потому что большинство тренировок продолжалось заметно больше двух часов, а в воскресенье и понедельник прошли еще и дополнительные тренировки, так что с учетом их интенсивности семинар получился очень насыщенным. Но обо всем по порядку.
Чтобы не связываться лишний раз с системами безопасности в аэропортах, мы решили ехать на поезде, хотя по цене сейчас можно было бы лететь за те же деньги. Отправившись из Москвы в четверг днем, мы приехали в Екатеринбург в пятницу вечером. Оказалось, что заказанная нами гостиница, которую мы подбирали еще и с учетом близости к месту занятий, находится от него буквально в пяти минутах ходьбы, что, конечно, было очень удобно. С утра мы были в зале первыми и к приходу инструктора и главного организатора были уже в форме.
Тренировка началась сразу, как освободился зал, в котором, кстати, было довольно удобно, хоть и немного жарко. Участников семинара было немного, не больше пятнадцати человек, поэтому работать могли все одновременно. После очень краткого вступления Марк Сайкс сразу перешел к делу. Нам были показаны некоторые основные моменты техники: хват меча, траектория маха, два вида тибури и вертикальное ното. Много времени мы уделили и упражнению, с которого, по его словам, начинается каждая тренировка во время семинаров Росюкай в Японии: махи с большим шагом вперед и прогибом назад. Это упражнение помогает одновременно расслабить плечи и перенести основное напряжение в область живота (хара) и поясницы (коси). Даже несколько минут этого упражнения дают очень хорошую нагрузку и готовят к работе над акцентированием использования нижней части тела в ката. Для продвижения в иайдо это умение абсолютно необходимо.
Далее мы перешли к работе над техникой начального раздела Сэйдза-но бу (Омори-рю). За исключением одной ката они все исполняются из положения сэйдза (сидя на коленях). Большую часть времени мы уделили первым четырем ката, которые обучают базе движения и использования своего тела при движении в разные стороны. Снова и снова повторялась идея о том, чтобы использовать поясницу, иначе от техники останется только форма (shape only). Интересно, что слова «ката» мы не услышали, по-моему, ни разу. Вместо него Марк Сайкс употреблял английское слово «technique», что соответствует японскому «вадза». Об этом противопоставлении я уже писал в своих записках про японский в Живом журнале. Идэ Кацухико-сэнсэй тоже подчеркивал такое различие, однако требовал работы над «вадза» только от более опытных учеников. В Росюкай акцент на эффективность техники ставится раньше. К концу тренировки, проработав как следует первые ката, мы попробовали две следующие: Яэгаки и Укэнагаси. Интересно, что М. Сайкс демонстрировал технику первых ката не совсем так, как мне ее давали на семинарах в Англии, но, пожалуй, более похоже на то, как ее демонстрирует Ивата-сэнсэй. Но вот в двух следующих различий я не заметил, разве что в Укэнагаси был показан вариант, который в моих записях помечен как «более продвинутый».
Укэнагаси из Сэйдза-но бу
Следующая тренировка была незапланированной, и присутствовали на ней, кроме организаторов, только мы. В этот раз вместо ката нам было предложено подробнее рассмотреть упражнения для развития использования хара, тэ-но ути и дзё-ха-кю, а также навыков обучения и контроля исполнения ката другими (на примере одной только ката Маэ). Марк Сайкс делал Маэ параллельно с кем-либо из нас и просил остальных прокомментировать различия в исполнении. Это оказалось не так просто, а с ростом уровня ученика становится только сложнее. Однако нам было сказано, что если мы не можем увидеть и объяснить разницу, это значит, что уровень двух демонстрирующих одинаковый. Если же мы так не считаем, мы должны замечать различия.
Вечером и утром следующего дня мы продолжили изучение Омори-рю. Хотя времени на очень детальный разбор не было, по каждой ката нам были показаны основные моменты, на которые необходимо обращать внимание, а также подробно объяснялось, что в ней происходит. Выступать в качестве врага (или друга, как в случае Кайсяку) больше всего приходилось мне, поэтому иногда было не очень удобно, если в отсутствие переводчика переводил я сам: трудно переводить, лежа на полу лицом вниз. Одновременно нам показывали варианты исполнения, которые необходимо знать и применять при изменении ситуации в ката. К ним я еще вернусь. Наконец, в последний день мы повторили полностью весь раздел Омори-рю и успели попробовать свои силы в Татэхидза-но бу (Эйсин-рю). Про первые три ката было сказано, что они полностью основаны на элементах, практикуемых в Омори-рю, а вот с четвертой ката (Укигумо) «становится интересно» (it starts getting interesting). И хоть времени хватило только на нее, этого было достаточно, чтобы почувствовать вкус этого (очень интересного, на мой взгляд) раздела.
Несмотря на то, что для меня оба первых раздела уже не новы и достаточно было обращать внимание на ключевые аспекты, за время семинара были и два новых момента. Первый это раздел парных ката Татиути-но курай. Когда-то парных ката в Мусо дзикидэн эйсин-рю было чуть ли не больше, чем одиночных, но в настоящее время далеко не все группы практикуют их, тем более в полном объеме. Татиути-но курай, первый парный раздел, существует в двух вариантах, и с одним из них, формализованным в начале 20-го века Оэ Масамити и состоящим из семи ката, я уже познакомился на последнем семинаре в Англии. Второй вариант более старый и даже сходные техники представлены в нем в более сложном исполнении, и именно его мы изучали на этот раз, успев познакомиться всего с тремя ката из десяти.
Второй важный момент, с которым я до сих пор был знаком только по литературе, это каэвадза. В иайдо Всеяпонской федерации кэндо такого понятия нет, но в корю оно играет существенную роль. Каэвадза это варианты исполнения техники, различающиеся либо действиями противника, либо взаимным расположением и, соответственно, дополнительными возможностями и ограничениями. Свои каэвадза есть практически у каждой техники, а у некоторых их достаточно много, о чем говорил и Исидо-сэнсэй на семинаре в Швеции этим летом. Интересно, что вариант ката Ойкадзэ, показанный Марком Сайксом, основан на той же логике, которой Исидо-сэнсэй объяснял ката Кабэдзоэ из третьего раздела. Мне всегда интересно видеть такие параллели у разных инструкторов и, тем более, в разных будо (объяснение использования хара в ката Укэнагаси один в один повторяло такое же объяснение в некоторых ката дзёдо Синто мусо-рю).
Помимо тренировок я, пользуясь тем, что других говорящих по-английски было немного, довольно много общался с Марком Сайксом на разные темы. Мы успели поговорить о каэвадза, о тренировках в Японии, о формировании Эйкоку Росюкай, о системе аттестаций в этой организации и в традиции Мусо дзикидэн эйсин-рю, о различных разделах парных ката и тех, кто их преподает, и о многом другом. Зачастую этой возможности не хватает в семинарах с японскими сэнсэями, в первую очередь, из-за языкового барьера.
В целом, я нисколько не жалею, что съездил на этот семинар. Хоть мне и совсем не удалось уделить время тому, чтобы посмотреть город (в Екатеринбурге я раньше не был), семинар был настолько полезным и интересным, что он стоил этой поездки и сам по себе. Спасибо за организацию Денису Колесниченко, руководителю российского представительства Ассоциации айкидо Кобукан, Дмитрию Победашу, переводившему большую часть объяснений, и всем, кто принимал участие в семинаре. Отдельное спасибо Марку Сайксу за то, что поделился с нами своими знаниями. Надеюсь, что мы еще не раз встретимся с ним и другими инструкторами Эйкоку Росюкай в России или в Англии.
А. Арефьев
|