«Эйсинкай»: иайдо, дзёдо

О клубе
Тренировки
Иайдо
Дзёдо
Информация

Фудзивара Канэфуса

С 14 по 17 октября 2010-го года в Москве проходила выставка «Оружие и охота», в рамках которой компания «Касуми-Групп» (www.kasumi.ru) организовала и провела на своем стенде мастер-класс по обращению с японским мечом под руководством мастера-кузнеца из Японии Фудзивара Канэфуса XXV. Благодаря приглашению администрации Будо-форумов (www.budo-forums.ru) мне удалось принять участие в этом мероприятии.

Выставка проходила в Гостином дворе и была очень представительной. Соответствуя ее названию, на ней большей частью выставлялись компании, организующие охоту, производители и продавцы охотничьего оружия, другого снаряжение, а также других интересных, но иногда непонятно как связанных с охотой товаров, например, телескопов. Разумеется, было много производителей и продавцов ножей, среди которых стенд компании «Касуми-Групп» был, на мой взгляд, самым большим, разнообразным и интересным. В частности, на нем были представлены ножи работы мастера Кодзи Хара и сам мастер был готов ответить на связанные с ними вопросы.


Фудзивара-сэнсэй за работой

Мастер-класс по обращению с японским мечом проводил Фудзивара Канэфуса-сэнсэй, являющийся 25-ым поколением мастеров этого имени. Его отец, Фудзивара Канэфуса XXIV, был одним из тех мастеров, которые после войны вернули интерес к традиционной технике производства нихонто и, фактически, сохранили эту традицию до наших дней. Сам он, отвечая на вопрос, что он чувствует и о чем думает, приступая к изготовлению нового меча, сказал, что в первую очередь его беспокоит именно вопрос следования всем традиционным аспектам этого процесса. Понятно, что на мастер-классе Фудзивара-сэнсэй также обращал внимание на стиль изготовления и закалки клинков в традиции его семьи, на процессы, которые приводят к получению этих и других стилевых особенностей, а также на аспекты ухода за мечом, необходимые для сохранения его первозданного вида.


Два кузнеца

Нам повезло, потому что для общения с мастером на выставку пришел московский кузнец, также занимающийся производством и реставрацией нихонто Василий Иванов. Он задавал вопросы Фудзивара-сэнсэю и комментировал его действия с точки зрения кузнеца, знакомого с процессом. Он также принес заготовку клинка и несколько вариантов смеси глины для закаливания. Фудзивара-сэнсэй показал процесс нанесения этой глины на клинок, продемонстрировав различные способы, приводящие к различным видам линии закалки (хамон) и элементам активности стали (хатараки). Также он показал и процесс нанесения подписи мастера на хвостовик клинка. Василий тем временем рассказывал о процессе закаливания и о том, что и как происходит в стали при этом процессе. Несмотря на то, что это не совсем соответствовало теме мастер-класса, всем интересующимся японскими мечами, было интересно увидеть мастера за такой работой.


Клинок катаны

На второй день Фудзивара-сэнсэй взял клинок, изготовленный его сыном, Фудзивара Канэфуса XXVI, в 2008-ом году (согласно подписи на хвостовике) и на нем показал весь процесс чистки клинка от удаления старого масла, чистки при помощи утико и до нанесения тонкого слоя свежего масла для дальнейшего хранения. Осмотрев очищенный клинок, мастер дал возможность каждому участнику мастер-класса осмотреть его и полюбоваться рисунком хамон и дзихада на полированной стали. По словам Фудзивара-сэнсэя, линия закалки тёдзимидарэ (волнообразный рисунок с границей в виде цветков гвоздики) для японца содержит образ волн или гор в облаках, с отдельными яркими элементами активности, напоминающими вспышки молний. Клинок, действительно, был очень красивым, хотя, с точки зрения занимающегося иайдо (от которой, разумеется, я полностью абстрагироваться не мог), не очень подходящим для таких занятий: длинное острие (окиссаки) считается более опасным во время нукицукэ, а относительно маленький, на мой взгляд, изгиб к тому же делает извлечение менее удобным. Впрочем, Фудзивара-сэнсэй сказал, что мечи сейчас рассматриваются в Японии, в первую очередь, как произведения искусства, так что использовать этот клинок для иайдо и не предполагалось.


Осмотр клинка

В итоге, хоть я и не могу сказать, что ушел с этого мастер-класса, узнав все необходимое об обращении с японским мечом, мероприятие мне понравилось. Особенно приятное впечатление произвел на меня сам мастер, который, как и большинство японских сэнсэев по иайдо, с которыми мне довелось общаться, оказаля вполне открытым и понятным, не воздвигающим вокруг своего искусства завесу излишней мистики и тайны (хотя комментарии Василия Иванова и создавали иногда такое впечатление). Очень понравился мне и стенд «Касуми-Групп» в целом.


Танто работы мастера

А. Арефьев

При написании статьи использованы материалы сайта компании «Касуми-Групп», а также книги Leon Kapp, Hiroko Kapp, Yoshindo Yoshihara “Modern Japanese Swords and Swordsmiths: From 1868 to the Present”, Kodansha International, 2002.

Copyright © 2002-2010 Эйсинкай
Webmaster: Андрей Арефьев

08.11.2010