«Эйсинкай»: иайдо, дзёдо

О клубе
Тренировки
Иайдо
Дзёдо
Информация

Место дзёдо в федерации кэндо

Перевод части статьи: Kim Taylor «The Place of Jodo in the Kendo Federation», опубликованной в журнале «Kendo World», 1(3), 2002. Перевод и публикация в сети выполнены с разрешения автора. Комментарии (минимальные) переводчика приведены в квадратных скобках.

Что могут кэндоисты извлечь из дзёдо?

Дзёдо опирается исключительно на парные ката. Хотя обучение кэндо и включает кэндо-но ката, кэндоисты, более сфокусированные на сиай [соревнованиях] или дзи-гэйко [свободный спарринг], часто изучают их «настолько, насколько необходимо». Аттестация в дзёдо состоит исключительно в исполнении ката без каких-либо соревновательных элементов. Это значит, что тот, кто начнет заниматься дзёдо, будет концентрироваться на изучении ката и активно тренироваться, чтобы изучить то, что они могут дать. Выбор расстояния и времени, осанка, смещения тела, т.е. все, что могут дать, но часто не дают кэндо-но ката, абсолютно необходимо для изучения дзёдо.

С другой стороны иайдо — это одиночное искусство, очень трудное для изучения, так как здесь отсутствует партнер, с которым можно работать. Хотя понимание осанки, перемещений и работы с мечом дается легко, понимание расстояния, времени, угрозы и связи с партнером оказывается весьма затрудненным и редко достигается без помощи хорошего учителя и долгих лет тренировок. Хотя многие корю [традиционные стили] иайдо включают парные ката, в программе федерации кэндо иайдока не имеет возможности узнать то, чему они могут научить. Возможно, федерация будет поощрять изучение кэндо-но ката иайдоистами, но самим кэндоистам придется более серьезно относиться к изучению этих ката, прежде чем они смогут требовать этого от других. Также возможно, что федерация кэндо будет требовать исполнения парных ката из корю иайдо, но не все традиционные стили содержат парные формы. Дзёдо дает иайдоистам возможность работать в паре.

А как быть иайдоистам с больными коленями или кэндоистам с разорванным ахиллесовым сухожилием, которое никак не заживет? Чем они могут заниматься в рамках федерации? Дзёдо, в котором большая часть тренировки проходит стоя, вполне подойдет для травмированного иайдоиста. Действия в рамках предписанных форм будут ему знакомы, занятия стоя будут приветствоваться, а новизна ощущений от работы с партнером может даже стимулировать обновленное желание учиться.

Для кэндоиста же, который не может больше без риска участвовать в соревнованиях и даже тренировках, точные, контролируемые и предсказуемые действия в ката дзёдо дают возможность продолжать тренироваться, оставаясь в составе федерации. Здесь пригодится весь накопленный за годы тренировок в богу [доспехах] опыт контроля своего тела, приложения силы, выбора расстояние, времени и угрозы, а уникальная возможность перехватить свое оружие и наносить противнику удары обоими его концами может доставить новое удовольствие старому воину.

 

Наконец, и немного цинично, остается еще просто количество членов в федерации. Каждый, кто приходит в федерацию, чтобы заниматься дзёдо, приносит ей дополнительные средства в виде членских взносов и платы за аттестацию. Поскольку большинство членов федерации — это кэндоисты, и именно секция кэндо практически всегда является старшей [существующей дольше всего], она и будет определять, как распределяются средства федерации, и это, что неудивительно, будет полезным для кэндо.

Не поймите мое последнее утверждение неправильно. Очевидно, что выигрывает в итоге то искусство, которым в федерации занимается большинство, но это не означает, что искусства меньшинства пострадают. На самом деле они, да и все искусства выиграют от роста членства в федерации. Например, если в стране нет секции дзёдо [при федерации] или независимой организации дзёдо, откуда в ней может появиться это искусство? Если местная федерация кэндо спонсирует инструктора и обеспечивает инфраструктуру, разве можно сказать, что занимающиеся дзёдо оказываются в убытке, если их взносы идут в копилку этой организации? Изучение будо — это гораздо больше, чем простое перераспределение поступлений от взносов.

Разумеется, не следует также забывать, что для федерации каждый, кто начинает заниматься дзёдо,— это потенциальный кэндоист (или иайдоист).

Что федерация дает дзёдо?

Раз уж мы начали говорить на эту тему, стоит взглянуть поближе и на то, что кэндо может дать тренировкам дзёдо. Мы только что сказали, что федерация кэндо может помочь начать изучение дзёдо, приглашать инструкторов, устанавливать систему аттестаций и создать те неосязаемые «хорошие отношения», которые так трудно установить и которые так необходимы для получения качественного обучения.

Кроме того, когда занятия дзёдо уже идут, тренировки в кэндо и иайдо могут помочь занимающимся дзёдо освоить работу с мечом. Хотя в идеальном мире сторону меча в [парной] работе с дзё выполняет один из старших учеников с десятками лет тренировок за плечами, в реальных условиях расширения федерации и вообще занятий дзёдо в мире сторону меча приходится выполнять начинающим. А поскольку эта сторона все время «проигрывает», очень легко скатиться до простого исполнения пустых движений с мечом в ожидании своей очереди изучать более интересную сторону дзё.

К сожалению плохая работа партнера с мечом не дает возможности совершенствоваться партнеру с дзё, поэтому пары из одних начинающих приводят к очень медленному прогрессу. Чем более опытный партнер выполняет сторону меча, тем быстрее прогрессируют обе стороны. Секции кэндо и иайдо в федерации кэндо могут стать источниками качественного обучения владению мечом. Даже если изучение дзёдо в стране только начинается, велики шансы того, что в ней уже будут достаточно опытные инструктора кэндо и иайдо, с которыми можно поддерживать регулярный контакт, если заниматься дзёдо в рамках федерации.

Международное дзёдо в рамках федерации.

В Японии дзёдо стоит на третьем месте по числу занимающихся, однако на международной арене исторические факторы, приведшие к такой ситуации, могут не сыграть своей роли, и секции дзёдо смогут численно сравняться или даже обогнать секции иайдо и кэндо. Например, в Канаде секция дзёдо проводит аттестации в течение 2-х лет по сравнению с 12-ю для секции иайдо и многими десятилетиями для секции кэндо. В этом году от 30-ти до 40-ка человек прошли аттестацию по дзёдо, 50-60 — по иайдо и 100-120 — по кэндо. Хотя тут и играет роль фактор «начинающих» (больше народу принимает участие в аттестации на младшие ранги, чем на старшие), эти числа явно демонстрируют быстрый рост секции дзёдо.

Почему число занимающихся дзёдо должно так быстро расти? Одной из причин может быть то, что это искусство более доступно на Западе, чем кэндо или иайдо. Надо посмотреть правде в глаза: смотреть на иайдо — это все равно что смотреть, как сохнет краска. Не поймите меня неправильно: мне очень нравится это искусство, но даже мне иногда скучно смотреть на него [со стороны]. Дзёдо намного более увлекательно. Кэндо с его криком и ударами друг по другу тоже увлекательно, но для стороннего наблюдателя присуждение очков должно быть очень непонятным. Кто, пришедший с улицы сможет отличить хороший удар по котэ от шлепка по локтю? Дзёдо же совершенно прозрачно, и его легко понять, когда наблюдаешь за ним. Партнер с мечом атакует, но получает отпор. Во время исполнения ката есть риск получить по голове, а в конце явно видно, кто победил, а кто проиграл — и увлекательно, и понятно.

Кроме взгляда со стороны, есть еще фактор предыдущего опыта в боевых искусствах на Западе. В айкидо используют дзё, да и я сам в первый раз взял дзё в 1980-м, когда начал заниматься айкидо, поэтому, когда я начал изучать дзёдо Всеяпонской федерации кэндо, дзё не был для меня чем-то новым. Из 5-ти или 6-ти клубов дзёдо в составе Канадской федерации кэндо два — это клубы айкидо, которые раньше в нее не входили. Большое количество занимающихся айкидо — это потенциальные дзёдоисты.

Другой серьезный источник занимающихся для дзёдо (и для федерации кэндо в целом) — это клубы каратэ, особенно те, которые изучают кобудо [работу с оружием]. Такие клубы тоже тянутся к изучению использования посоха, но меч для них менее привлекателен. В Северной Америке каратэ можно найти в любом городе, а это миллионы потенциальных учеников для искусств меча и посоха.

©2002 Kim Taylor

Copyright © 2002 Эйсинкай
Webmaster: Андрей Арефьев

20.12.2002